Разное

08-06-2015

«Кино готово, осталось только снять»

 В Даурском заповеднике продолжаются съемки фильмов про степь и ее обитателей. «Озверевший оператор» - Геннадий Шаликов готовит серию видеороликов о Даурской степи в разное время года.

Геннадий Шаликов, профессиональный оператор, создатель Интернет-канала «Зов тайги», уже тридцать лет работает в сфере анималистических фильмов. После очередного сезона съемок – весенней степи, в перерывах между командировками удалось взять у него интервью.

- Что интересного Вам удалось увидеть в этот приезд в Даурский заповедник?

- Это больше риторический вопрос, тут вообще все интересно. Предположим, дзерены, уже три года снимаю, вроде, ну абсолютно все одинаковое, но каждый раз что-то другое. Скажем, поведение - одни начинают удирать, как сумасшедшие, а другие останавливаются, смотрят, то есть абсолютно разные звери. До этого я считал, что балобан - очень пугливая птица, потому что, когда пытался в Монголии снимать – не получалось. В этот раз произошло просто случайно – дерево, гнездо, балобан… Остановил я машину в двадцати метрах, он спокойно сидит, отъехал на тридцать – сорок метров, вышел, поставил штатив. Балобан не боится, не улетает; покормил, улетел, прилетел, опять кормит. То есть у каждой птицы, у каждого зверька свой характер.

- Что сложнее снимать - пейзажи или животных?

- Конечно, сложнее снимать животных, потому что с ними невозможно договориться, сказать: «Алло, подходи сюда к четырем, мы с тобой сниматься будем!». Надо знать места, время, где они появляются или не появляются. Огромную помощь тут оказывают специалисты - биологи, которые знают их повадки, поведение. И со временем набираешь опыт, сам многое узнаешь.

Пейзажи - это тоже очень важно. Многие думают, что пейзаж – это, ну вот, красота! Некоторые предполагают, что ничего сложного - поставил камеру, снял и всё, уже результат, красиво. Пейзаж тоже надо уметь снимать. Например, скальный массив Адон-Челон. Я там уже бывал раз пять или шесть, но ни разу еще не снял пейзажи хорошо. Для того, чтобы снять хороший пейзаж, надо там прожить минимум четыре или пять дней, не вынимая камеры. Каждое раннее утро и вечер, когда рисующий свет, надо там по скалам искать место, откуда и во сколько наиболее выигрышно все смотрится, и потом уже с камерой становиться - только тогда получится пейзаж. При этом пейзаж должен передавать какой-то характер, например, тревогу, радость, цветение или еще что-то, не просто так - горы с цветочками или скалы.

- Как долго приходится искать интересующий Вас кадр?

- Иногда, годами. Например, пищуху надо снять. В прошлом и позапрошлом году по три- четыре дня сидел, ставил скрадок, караулил, но ни одна пищуха не вышла. В этот раз просто нагло сел со штативом рядом с колонией, через двадцать минут начали бегать. Как только никого нет, штатив приподнимаю и передвигаю на полметра, не двигаюсь, а они на неподвижные предметы просто не реагируют.

В целом работа над определенным кадром начинается с разговора со специалистом, где можно найти это животное. Допустим, филин может гнездиться на скалах, на возвышенностях, значит, надо искать скалы, а еще лучше, если орнитолог скажет: «Вот там есть гнездо». Безусловно, надо знать, когда они садятся на яйца, когда они выводят птенцов, когда летают за кормом, когда кормят, надо изучить большое количество литературы. И такая история с любым животным.

Есть такое выражение: «Кино готово, осталось только снять» или «Вначале было Слово», то есть ты сначала придумай, что ты хочешь, хотя бы в голове план какой-то набросай, а потом, когда все это решил, начинается – «Кино готово, осталось только снять». Также многое зависит от умения оказаться в нужное время в нужном месте, тогда можно получить шикарные кадры - так тоже бывает.

- Насколько сложно работать над монтажом, из всего отснятого материала выбрать самое главное и сделать очень короткий видеоролик?

- У меня был педагог по режиссуре, он говорил: «Вот вы все задумали, сняли и приступаете к самому интересному - к монтажу, и вам придется выкручиваться, потому что у вас не хватит кадров, потому что в процессе монтажа рождается какая-то новая мысль». В кино самое интересное – это монтаж, потому что состыковка двух кадров рождает какую-то мысль. Монтаж – это очень интересно и очень сложно. В анималистическим фильмах всегда нужна маленькая история про каждое животное, которое у тебя присутствует, и будет очень здорово, если они еще будут между собой взаимодействовать. Например: волк, бегущий по степи - это просто волк, бегущий по степи; а если есть волк, бегущий по степи, и есть волчата; есть, допустим, задранный волками дзерен и еще дзерены, у которых детишки появились, то это уже взаимоотношения, в природе все взаимосвязано. Монтаж – это самое интересное.

- Как Вы познакомились с Даурским заповедником, начали снимать Даурские степи?

- До двухтысячного года я даже не слышал, что есть такие антилопы - дзерены. В тот год я увидел информацию о мощной миграции дзеренов, об их сложном переходе через границу. Потом сюда приезжал снимать Василий Солкин, и уже через него я познакомился с Вадимом Кирилюком. Приехав сюда однажды, вот уже четвертый год езжу - мне нравится.

Для меня степь всегда была «Terra Incognita», я вырос в городе, но часто бывал в тайге – это привычная среда. В степи же я не могу сориентироваться, меня до сих пор удивляет особое «степное» зрение, когда на огромном расстоянии инспектора могут отличить черных журавлей от даурских. Теперь, после четырехлетнего знакомства, я вижу, что в степи жизнь кипит, вроде сушь такая, а ежики бегают, тушканчики носятся, зайцы, лисы, дзерены, коты… Много кого удалось снять: дзеренов, пищух, кота-манула, волка, лисиц, ежиков, зайцев, очень много птиц разных, от журавлей до жаворонков, степного орла, балобана, курганника, филина и других.

Фотодобыча Г. Шаликова:

Лебеди. © Г. Шаликов

Журавли красавки.  © Г. Шаликов

Манул. © Г. Шаликов

Заяц.  © Г. Шаликов

- Что бы Вы хотели добавить в заключение?

- Хотелось бы, чтоб народ уже понял, что маленькая Земля, и если сегодня всех дзеренов постреляем, то завтра исчезнут волки, послезавтра еще кто-то и потом останется пустыня. Как говорили индейцы: «Когда вы съедите последнюю рыбу, вы поймете, что деньги не едят».

Материал подготовлен Р. Рыгзыновой

Просмотров: 4582

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»