Наука

10-01-2020

Миграция дзеренов уменьшает нападение на домашний скот, а не наоборот

Волк. Фото С. Моторина 

В средствах массовой информации Забайкальского края было распространено высказывание жителя Ононского района, который утверждал, что нападения волков на домашний скот связаны с миграцией дзеренов. Также житель утверждал, что обращался в Даурский заповедник, «а они ничего не делают и от нас отворачиваются» - (Информация с сайта Чита.ру). Безотносительно к данному гражданину, следует сказать, что это не единственное обвинение подобного рода в адрес заповедника, поэтому считаем необходимым дать разъяснение.

Согласно нашим наблюдениям приход дзерена с нападением волков на сельскохозяйственных животных не связан. Сотрудниками Даурского заповедника уже три года собираются сведения у животноводов примерно на 80 стоянках четырех районов. Абсолютно все из опрашиваемых, при разном отношении к дзерену и волку, говорят, что каждую осень с массовым появлением дзеренов из Монголии нападения волков на скот почти прекращаются. Во время нахождения на территориях волчьих стай легкодоступного дикого корма им нет нужды рисковать своей «шкурой», нападая на скот, даже если он мало охраняется пастухами. Отдельные случаи бывают, но там инициаторами выступают старые волки, неспособные добыть полноценную добычу, или молодые особи.

Зимняя миграция дзеренов с территории Монголии начинается в октябре-ноябре и каждый год численность заходящих в Россию антилоп разнится. Ширина миграционных путей составляет около 500 км, пролегая от п.г.т. Забайкальск до степных участков Кыринского района, то есть по пяти приграничным районам края. Глубина заходов дзерена также изменяется в зависимости от годовых климатических условий в Даурском регионе и факторов беспокойства диких животных людьми. При трансграничных миграциях часть дзеренов, конечно же, пересекает разнорежимные охраняемые территории, подведомственные нашему учреждению (сам Даурский заповедник и его охранную зону, заказники «Цасучейский бор» и «Долина дзерена»). Часть мигрантов, чувствуя себя в безопасности на охраняемых территориях, распределяется по ним на весь период зимовки, остальные занимают обширные окрестности до реки Онон, а в некоторые годы уходят зимовать и к северу от реки. Степные антилопы, подталкиваемые засухой, вновь осваивают утерянный более полувека назад свой исторический ареал распространения. Инспекторы Даурского заповедника лишь качественно выполняют свою работу, охраняя тех, кто взят под защиту российским законодательством. Это же делает и охотнадзор, но не на территории заповедника и заказников, а вокруг них, на огромных пространствах охотничьих угодий.

По поводу обращения жителя Ононского района сообщаем, что данный гражданин не обращался в заповедник. Его жалобы не зафиксированы ни в администрации сельского поселения, ни в администрации муниципального района «Ононский район», ни у охотоведа района. Тем не менее по факту обращения данного жителя охотоведом по Ононскому району была проведена проверка и установлено следующее: табун лошадей, в котором 15 кобыл, находится на вольном выпасе и проверяется хозяином (с его слов) раз в неделю. Им озвучен факт, что летом кобылы жеребились, а приплода практически нет. На просьбу охотоведа указать места, где были задавлены жеребята и откуда приходят волки, животновод ответить не смог. Единственный ответ, который смог получить охотовед: «Где-то за Ононом паслись, на агинской стороне». Стоянка располагается в семидесяти километрах от Даурского заповедника и нескольких десятках километров от ближайшего к ней заказника федерального значения «Цасучейский бор». То есть, подведомственные нашему учреждению территории не имеют к случаю, описанному жителем, никакого отношения.

Экспертное мнение Вадима Кирилюка, к.б.н.:
- Разговоры о том, что дзерены мигрируя к нам с территории Монголии, привлекают за собой стаи волков, уже давно следует прекратить и воспринимать как нелепость. Понимая, что многие «общеизвестные» представления о волках – плод сказочных историй или факты из совсем другой части планеты, мы пять лет назад начали специальные высокоинформативные исследования. На сегодня Даурский заповедник обладает самыми обширными знаниями о перемещениях и участках обитания волков в Азии. Мы получили почти 100 тысяч точек местоположения 22 волков, охарактеризовали территории 13-14 стай, а общая длина прослеженных нами перемещений хищников уже равна трем окружностям Земли. Что мы узнали?

Во-первых, численность волков на территории сопредельной Монголии крайне низка, так как последние четверть века хищники подвергались там сильнейшему прессингу охотников на автомобилях. Ситуация настолько критична, что Правительство Монголии ввело запреты на отстрел волков.
Во-вторых, в степи и лесостепи нашей части Азии волки ведут оседлый образ жизни. Каждая стая занимает свою суверенную территорию очень большой площади – около 800 квадратных километров. Перемещаются за пределы территории стаи, в основном, только молодые волки второго года жизни; их одиночные перемещения разнонаправленны, иногда на тысячи километров, имеют целью найти свободное место или отвоевать положение в новой стае. Многократно больше от нас уходит волков в Монголию и Китай, чем наоборот.

В-третьих, как показывают исследования российских специалистов по волкам, спонтанный контроль численности хищника, попытка выбивания всех особей подряд приводит к тому, что отстреливают и вожаков стай – матерых. После этого участок на некоторое время превращается в проходной двор, без порядка и традиций, и урон скоту на таких участках возрастает в два-два с половиной раза.

Проблема взаимоотношений «хищник-жертва» кроется в другом. Волк режет сельскохозяйственных животных чаще там, где численность диких животных невысокая и у него нет другого выхода. Например, наши опросы показали, что в Агинском районе волки режут на 30 процентов больше скота, чем в Ононском.

Особо стоит вопрос о содержании лошадей. Табуны пасутся в большинстве случаев свободно и безнадзорно, часто уходя от стоянок на многие десятки километров. Обычно хозяева проверяют их в степи или в лесу раз в месяц, а то и раз в несколько месяцев, и волк воспринимает этих лошадей как диких животных. Лошади не просто дичают и лишаются ветеринарного контроля, они выпадают из правового поля: нарушаются режим государственной границы, земельные отношения, сохранность пастбищ, возникает угроза безопасности дорожного движения….

В настоящее время добыча волков регулируется несколькими нормативно-правовыми актами, в том числе регионального значения. Действует региональная программа «Охрана окружающей среды», в рамках которой предусмотрено мероприятие «Регулирование численности волков на территории Забайкальского края». Согласно мерам, прописанным в этой подпрограмме, в качестве стимулирования за добычу волка, как основного средства регулирования их численности, предусмотрена выплата вознаграждения за одного убитого волка в размере 7000 (семи тысяч) рублей. Но нет отработанного механизма и стабильности в разработанных программах. Остается все меньше охотников-волчатников, которые знали, как правильно регулировать численность волка и при этом не нанести вред природным комплексам. Сейчас звери добываются чаще всего случайно, при проведении других охот и без разбору. У того, кто занимался регулированием численности волка, сегодня нет стимула из-за отсутствия достойного вознаграждения за добычу зверя (если не считать «черный рынок»). И затратная во многих отношениях охота стала не по карману. Со слов опытного волчатника на добычу одного серого хищника в среднем уходит 200 литров бензина. При этом, как он говорит, если все сложится удачно, то можно взять волка, затратив всего десять литров бензина, а иногда и тонну сожжешь, но так никого и не добудешь.

Нам известно, что в общедоступных охотничьих угодьях Ононского района мероприятия по регулированию численности волка проводятся систематически. В настоящее время их численность не превышает среднего показателя последних десяти лет по всему административному району, включая особо охраняемые природные территории. Численность же диких копытных растет ежегодно, и волки уже больше десятилетия не имеют дефицита в кормах, даже в отсутствие мигрирующих на зимовку дзеренов. Однако следует помнить: хищник всегда готов наказать тех животноводов, которые теряют бдительность и не относятся к своему хозяйству с должной заботой и рачительностью.

Администрация Даурского заповедника готова к диалогу и обсуждению данной проблемы с собственниками фермерских хозяйств и руководством края.

Hits: 1435

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»