Монгольский дзерен

Антилопы – типичные обитатели африканских саванн, азиатских пустынь и лесов. Большинство из нескольких десятков видов антилоп живет в тропиках и субтропиках. В России встречается два представителя этого подсемейства Полорогих: в Калмыкии – сайгак, а у нас в Забайкалье – монгольский дзерен (Procapra gutturosa). Два других близких родственника монгольского дзерена – дзерен Пржевальского и тибетский дзерен живут в Китае и далеко не столь многочисленны, как монгольский дзерен. Речь в очерке пойдет о «нашем» монгольском дзерене, включенном в Красные книги РФ и Забайкальского края и ставшем одним из примеров успешного восстановления крупных видов млекопитающих в стране и одним из приоритетных видов Национального проекта «Экология».

Биология вида

Дзерен имеет плотное сложение, его сбитое туловище несут тонкие ноги. По размерам близок к сибирской косуле тяньшанского подвида, обитающего по соседству, но несколько более массивен, менее изящен. Длина тела одинакова, но дзерен ниже и визуально выглядит меньше косули, главным образом из-за длины ног, шеи и ушей, хотя по массе самцы дзерена обычно тяжелее самцов косули. Лировидные рога длиной 18-28 см имеют только самцы дзерена. Тонкие сильные ноги позволяют антилопам развивать скорость до 70-75 км/час, а в некоторых случаях и более. Дзерена отличает высокая выносливость в беге. Характерная особенность этого копытного – высокая стадность. В многочисленных популяциях практически круглый год дзерены в большинстве своем, если их не беспокоить, держатся стадами от нескольких десятков до двух–трех тысяч голов. Во время осенней миграции и в январе–феврале стада бывают наиболее крупными. В период гона, который проходит в декабре, т.е. в один из самых холодных месяцев года, и во время отела – в конце июня – начале июля стада распадаются, и многие антилопы держатся в одиночку или мелкими группами. Самки начинают размножаться на второй год жизни. Готовые к размножению взрослые самцы, как правило старше двух лет, еще с ноября разбивают стада, пытаясь собрать взрослых самок на своей охраняемой гонной территории. В декабре на участках наиболее сильных рогачей формируются гаремные группы, в которых бывает от одного-двух до шести десятков самок. Вокруг таких удачливых самцов располагаются самцы-конкуренты, удерживающие в гаремах всего несколько самок, или прозябающие весь период гона в одиночестве. Отел проходит во второй половине июня – начале июля. Самки обычно рожают только одного детеныша. Затаившиеся в траве дзеренята первые дни лежат одни, мать подходит к ним раз в три-четыре часа покормить. Лишь в возрасте около недели детеныши присоединяются к самкам, которые сначала держатся небольшими маточными группами, а затем вливаются в стада.

Сезонные миграции

Еще одна интересная особенность крупных популяций дзерена – сезонные миграции. В конце августа – октябре большие стада, объединенные в многотысячные группировки, волнами, одна за другой, покидают летнюю территорию и по многолетним миграционным путям устремляются в районы зимовки. Подобные грандиозные зрелища, когда с одной точки можно увидеть 30–40 тысяч копытных, в Азии возможны лишь в Казахстане, где обитают сайгаки, и в Арктике – в немногих местах, где остались крупные группировки северного оленя. В течение осени часть мигрирующих стад дзерена уходит на 300–350 км от районов размножения, а весной медленно возвращается назад. В целом, зимняя зона обитания значительно больше летней. На периферии ареала существуют многолетние небольшие по численности оседлые группировки, не совершающие миграций. Любопытную подробную информацию об этом копытном можно также прочитать в книге 100 вопросов о дзерене.

Распространение

В настоящее время монгольский дзерен населяет в основном степные области центральной и восточной Монголии, а также Юго-Восточное Забайкалье России. До середины прошлого века ареал дзерена был куда более обширен. Он охватывал территорию от Чуйской степи на Алтае до южных отрогов Большого Хингана в Китае. Сначала уменьшилась западная часть ареала вида, что произошло еще в середине прошлого века из-за резкого падения численности и строительства железной дороги, обрезавшей миграции антилоп между восточной и западной частями Монголии. После этого – к 1970-80-м годам дзерен был истреблен в Советском Союзе, а затем его почти не осталось и в Китае. Причиной последнего стало проволочное ограждение, построенное с китайской стороны границы в 1994-98-м годах. Эту преграду, как рассказывали монгольские пограничники, многотысячные стада дзеренов, по привычке осенью стремившиеся в Китай на зимовку, сначала прорывали. Ушедшие в Китай животные назад уже почти не возвращались, и за несколько лет эти грандиозные миграции затихли. Последний хорошо известный случай массового прорыва дзеренами китайского ограждения случился в 2001 г. в районе Манчьжурии и озера Далайнор. После этого и до сих пор случаются лишь редкие случаи проникновения в Китай одиночных особей или мелких групп. Это подтверждают GPS-ошейники, установленные на дзеренов. В настоящее время общая численность монгольского дзерена в Китае составляет несколько сот особей, крайне малое число, которое не может обеспечить долговременное сохранение вида в стране. А ведь еще в начале 1990-х китайские ученые фиксировали десятки и сотни тысяч дзеренов-мигрантов из Монголии, немало антилоп жило у них и летом. Китайские коллеги свидетельствовали, что и в 1990-е, и в 2001-м годах попавшие в Китай дзерены массово истреблялись.

Ситуация с дзереном в Монголии

В Монголии основные запасы антилоп сосредоточены в восточной части страны. После кризиса в 1980-х, когда численность и область распространения вида сократились до исторического минимума, дзерен вновь восстановился. По состоянию на лето 2020 г. общая численность монгольского дзерена в Монголии составляла около 2,4 млн. особей. Дзерен восстановился и в центре страны – западнее железной дороги Улан-Батор–Пекин. Ситуация улучшилась, но появились новые угрозы. Тревогу вызывает сильнейшая конкуренция со скотом за пастбища. Она возникла из-за быстрого и ранее невиданного роста поголовья скота в Монголии, произошедшего на фоне засухи. Из-за этого две крупнейшие группировки дзерена в восточной Монголии даже летом сместились, одна на самый восток – ближе к Большому Хингану, а вторая – на северо-восток – к стыку границ с Россией и Китаем. Что касается зимнего размещения, то здесь ситуация еще хуже. В качестве зимних пастбищ дзерены каждый год традиционно используют новые территории за пределами зоны летнего обитания. На востоке и северо-востоке Монголии для зимовки использовались зона настоящих степей и лесостепь с более обильным травостоем. По сути, к концу засушливой фазы в 2017-2020 гг. дзерены оказались смещены к самой границе ареала, дальним восточным углам степей Центральной Азии. В качестве летних местообитаний они уже использовали значительную часть зимних, лишив себя возможности для полноценного внутригодового миграционного маневра и усилив неестественную для вида нагрузку на степь. Это обстоятельство, с одной стороны, обусловлено цикличной многолетней динамикой осадков и общим потеплением климата, с другой – резко усилено непомерной конкуренцией со стороны человека. Другой фактор, несущий угрозу нового сокращения численности вида, – увеличение количества искусственных барьеров в ареале дзерена.

Дзерен в России

В степях Восточного Забайкалья дзерены жили давно и были обычны или многочисленны. Об этом свидетельствуют все ранние исследователи этого края. К тому же, в Забайкалье ежегодно приходили огромные стада мигрантов из Монголии и Китая. Исчезновение дзеренов связано с чрезмерной охотой, изменением мест обитания и возросшей конкуренцией со стороны домашних животных. А.А. Черкасов описывает случаи массовых кровавых облав на дзеренов, устраиваемых казаками еще в XIX веке. Дальнейший рост количества людей в Забайкалье, распространение огнестрельного оружия и моторизованного транспорта привело к увеличению урона, наносимого дикой природе. К середине XX века резко усилился пресс на все охотничьи виды животных, а некоторые из них, в том числе дзерен, были истреблены здесь полностью. Подобная участь немногим раньше постигла и архара.

Восстановление дзерена в Забайкальском крае

Вновь местные дзерены в Забайкалье появились в начале 1990-х годов – после создания заповедника «Даурский». В 1992 г. в заповеднике отмечен первый после длительного перерыва случай размножения антилоп, а в 1993 г. величина местной размножающейся группы увеличилась до 10–15, в последующие годы – до нескольких десятков особей. Первый реальный шанс восстановить дзерена в Российском Забайкалье появился в 2001-м году после необычной, как нам казалось, массовой миграции антилоп из Монголии. Мы всерьез взялись вернуть вид в забайкальские степи и нам это удалось. Потребовались десятки тысяч человеко-дней только охранных мероприятий… Подробней о первых годах этой трудной эпопеи можно прочитать в брошюре «Первые итоги и перспективы восстановления монгольского дзерена (Procapragutturosa) в России и в разделе «Программа восстановления дзерена в Забайкалье».

В ходе комплексной, многоуровневой работы нам в сотрудничестве с охотнадзором за 15-20 лет удалось не только вернуть дзерена в Даурский заповедник и специально созданный заказник федерального значения «Долина дзерена», но и обеспечить условия для восстановления антилопы в степях Забайкальского края. К осени 2017 г. в регионе общая численность нескольких устойчивых оседлых или кочующих группировок дзерена уже насчитывала около 8000 голов. Однако, с 2017 года началось мощное дополнительное вселение дзеренов из Монголии в Забайкальский край, о причинах которого сказано выше. К концу сухой фазы цикла, засухи, длившейся в итоге 19 лет, сложились крайне неблагоприятные условия для жизни дзеренов в большинстве его крупнейших группировок в Восточной Монголии, как к югу от Керулена, так и к северу от этой реки. По сути, на огромных пространствах не стало достаточного количества травы, а для зимовки ее не хватало катастрофически.

В 2017 г. нехарактерная массовая июльская инвазия дзерена в Забайкальский край произошла из-за пожара в соседней зоне Монголии, а с зимы 2018/2019 гг. начался период особо массовых и дальних сезонных миграций. Вместо 30-40 тысяч особей на зимовку в край начали заходить не менее 100 тысяч, но, не исключено, что и несколько сотен тысяч. Занятая максимальная устойчивая область зимовки в Забайкалье за четыре зимы составила около 27 тыс. кв. км. После зимнего времяпрепровождения на российской территории основная масса дзеренов к лету откатывалась обратно в Монголию. Тем не менее, к концу лета 2019 г. по итогам размножения и с учетом местных дзеренов общая численность в регионе составила 45 тыс. особей – был достигнут летний максимум численности. С этого времени начался влажный сезон, и волна расселения обратилась вспять. В июне 2020 г. мы провели картирование и учет численности дзеренов, остававшихся на лето в Забайкальском крае, в феврале 2021 и феврале 2022 годов – картирование и учет всех зимующих у нас дзеренов. Этим самым мы зафиксировали этот уникальный миграционный всплеск и условия, которые к нему привели. Огромный массив материалов все еще в обработке.

Массовое возвращение дзеренов в Монголию в июне 2021 г. ознаменовало собой затухание их сезонных миграций. Осенью 2021 г. заход мигрирующих стад начался на месяц позже – в ноябре, а не в октябре, и область зимовки охватила меньшую площадь Забайкальского края. Сравнительно мало дзеренов проникло на север – за реки Онон и Борзя. К лету 2022 г. на территории края осталось всего 11–15 тысяч дзеренов. Ожидаем, что какое-то количество будет жить у нас и дальше, а миграции из Монголии будут все более редкими и малочисленными. Понаблюдаем как на самом деле дзерены отреагируют на следующее дождливое десятилетие…

Материал обновлен в августе 2022 года. 

Вадим Кирилюк

Просмотров: 26437

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»