Разное
- Подробности
Памяти Бэллы Ивановны Дулеповой …
Сорок дней назад не стало замечательного человека, известного ученого, учителя и наставника – доктора биологических наук, профессора Бэллы Ивановны Дулеповой. Её имя известно и близко не только всем ботаникам и экологам Забайкалья, но также биологам и географам по всей России и далеко за ее пределами. Тысячи и тысячи километров экспедиционных маршрутов, тысячи дней полевых экспедиций и тысячи часов аудиторных занятий со студентами и аспирантами – великий труд Бэллы Ивановны. Ее работы, посвященные степям и лесостепям Забайкалья, давно стали классикой и настольными книгами, а имя автора – безусловным авторитетом. Именно ею были выделены редкие и реликтовые растительные сообщества Забайкалья, подробно проанализированы условия их формирования, что и сейчас является основой для понимания протекающих в природе процессов и важно для разработки природоохранных мер.
Во многом имя Бэллы Ивановны связано и с нашим заповедником. Она горячо поддерживала идею его создания, составила первый список сосудистых растений заповедника. Сегодня в штате научного отдела трудятся ее ученики, продолжая замечательные традиции научной школы, созданной Б.И. Дулеповой.
Мы всегда будем с благодарностью помнить о Бэлле Ивановне, о ее жизненном служении делу науки и охраны природы.
Сегодня о своем учителе рассказывает Л.И. Сараева, ботаник, старший научный сотрудник заповедника.
Бэлла Ивановна родилась 11 декабря 1929 года в Чите в семье, где было двое детей. Ее отец, Иван Николаевич Дулепов, в то время работал в Читинской типографии, был ударником первой пятилетки. Мать, Нина Григорьевна Дулепова занималась домом и воспитанием детей: дочери Бэллы и старшего сына — Владимира. Прошло время, и семья переехала на ст. Слюдянка, где их застала Великая Отечественная война. Все тяготы войны семья испытывала на себе: голод, холод, лишения. На это время пришлись школьные годы Бэллы Ивановны, но уже тогда она проявляла себя прилежной ученицей и училась только на «пятерки». Брат окончил мореходное училище и стал штурманом в Дальневосточном пароходстве. В 1957 году Бэлла Ивановна поступила в Иркутский государственный университет им А.А. Жданова на биолого-почвенный факультет. Родители переехали за дочерью в Иркутск. В университете Бэлла Ивановна серьезно увлеклась ботаникой. Тяга к растениям у нее была еще с раннего детства. Она говорила, что когда вырастет, обязательно будет изучать цветы. Именно в университете Бэлла Ивановна занялась изучением водных растений, участвовала во многих экспедициях, на «отлично» защитила диплом. После окончания университета Бэлла Ивановна по распределению работала учителем химии и биологии. Но даже здесь она старалась построить работу так, чтоб всем было интересно.
В 1954 году Бэллу Ивановну пригласили на должность ассистента кафедры ботаники в Иркутский сельхозинститут. Через три года она поступила в аспирантуру при Иркутском госуниверситете, где продолжила изучение водной растительности под руководством Буддо Ивана Степановича, и в 1962 году успешно защитила кандидатскую диссертацию. В 1963 г. Бэлла Ивановна написала письмо проректору по учебной работе Читинского государственного педагогического института Бабину Борису Николаевичу, впоследствии ректору ЧГПИ, о приеме на работу, и он с радостью предложил ей место заведующей кафедрой ботаники.
Бэлле Ивановна практически пришлось формировать кафедру ботаники ЧГПИ. Коллеги отмечают, что она всегда была готова прийти на помощь в организации учебного процесса и научной работы. Многие её студенты впоследствии продолжали работу по изучению флоры и растительности региона. За это время ею был исследован состав высших водных растений Ивано-Арахлейских озер, озера Кенон. Позднее объектом исследований Бэллы Ивановны стала степная растительность. Ею проведены уникальные более чем двадцатипятилетние стационарные исследования степной растительности, итогом которых стала докторская диссертация «Сезонное развитие и флюктуация степных сообществ даурской лесостепи» защищенная в 1985 году.
В 1986 году Бэлла Ивановна проводит научные ботанические исследования по обоснованию Даурского заповедника. Как вспоминает А.П. Бородин, ныне – директор заповедника, в то время его назначили сопровождать Бэллу Ивановну с ботаническими исследованиями по окрестностям Торейских озер. Тогда для ускорения работы и для большего обхвата территории Бэлла Ивановна попросила Александра Павловича помочь ей собрать растения, которые встречались в округе. Он собрал какое-то количество растений, стараясь собирать здоровенные и крупные, и, мимоходом, прихватил небольшое, практически былинку, которую толкнул в карман. Когда он принес свой «ботанический сноп», Бэлла Ивановна сразу его перебрала, откладывая по растению в сторону и периодически помечая что-то в тетради. Все те виды, которые, на взгляд Александра Павловича, заслуживали внимания, так как были пышными и цветущими, были спокойно отложены. Весь сноп постепенно растаял. И тут Александр Павлович вспомнил о «былинке» в кармане. Когда он передал ее Дулеповой, та встрепенулась и спросила, откуда это растение. Неказистое на первый взгляд, оно оказалось ценной ботанической находкой. Увы, длительные повторные поиски не дали результата…
Александр Павлович был удивлен, с какой увлеченностью и энтузиазмом, не взирая на жару в 40 ºС, работала Бэлла Ивановна в Даурских степях. Работоспособность и знания хрупкой с виду женщины-ботаника вызывали чувство глубокого уважения. Результатом экспедиционных работ стало появление первого списка высших сосудистых растений Даурского заповедника из 123 видов, который вошел в обоснование создания заповедника. Бэлла Ивановна была одним из тех исследователей, кто стоял у истоков создания Даурского заповедника, и тем самым внесла огромный вклад в дело охраны природы Забайкальского края. В 1989 году ей присвоено звание профессора.
Я познакомилась с этим прекрасным человеком на первом курсе института, когда началось преподавание ботаники. Тогда даже не могла и подумать, что ботаника станет делом моей жизни. Бэлла Ивановна вела у нас лекции и практику. Сначала мы, первокурсники, выбирались на ближайший степной массив - Титовскую сопку, а позднее ездили в ботанические кафедральные экспедиции в Калганский, Нерчинско-Заводский, Карымский, Нерчинский и др. районы Забайкалья. Так на протяжении пяти лет я сначала написала по ботанике курсовую работу, а затем и дипломную. В экспедициях Бэлла Ивановна всегда была нам и учителем, и заботливым, отзывчивым «родителем», обучая всем навыкам исследователя. У неё была ботаническая чуткость к впервые увиденной территории, когда она с точностью снайпера выбирала в экспедициях место для остановки, справедливо, как потом оказывалось, предполагая, что именно здесь мы можем найти много нового. И не ошибалась.
В Даурский заповедник я пришла по рекомендации Бэллы Ивановны. Когда к ней обратился директор заповедника Валерий Бриних, объяснив, что заповеднику требуется хороший ботаник, она назвала меня. В 1994 году я закончила с отличием ЧГПИ им. Чернышевского и уехала работать в заповедник. Напутствием от Бэллы Ивановны был переданный мне ею тот первый список флоры высших сосудистых растений Даурского заповедника. Как и для моего учителя, ботаника стала делом моей жизни. В заповеднике я работаю и по сей день, вспоминая про свои первые экспедиции, в которых мне посчастливилось быть вместе с Б.И. Дулеповой.
Бэллы Ивановны с нами больше нет. Но осталась память, и ее труды. Во время многочисленных экспедиций, руководителем которых была Бэлла Ивановна, изучен формационный состав степи, видовой состав, структура степных сообществ, особенности их распределения и динамика. Под ее руководством осуществлялись изучения многих районов Читинской области, результаты работ которых легли в основу вышедших позднее сначала списка редких и нуждающихся в охране видов растений Читинской области, а позднее –Красной книги Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Она – один из авторов и нового издания Красной книги Забайкальского края. Бэлла Ивановна собрала и обработала гербарий объемом более 2000 листов, ставший основой справочного гербария кафедры ботаники ЧГПИ. Бэлла Ивановна является автором более 150 научных работ и учебных пособий. Впервые для Забайкалья она составила «Определитель сорных растений», провела исследовательские работы для Сохондинского заповедника. Бэлла Ивановна долгие годы была председателем Забайкальского отделения Русского ботанического общества, являлась организатором конференций и научным редактором сборников «Флора, растительность и растительные ресурсы Забайкалья». Бэлла Ивановна - основоположник научной ботанической школы в Восточном Забайкалье. Под ее руководством защищено более десяти кандидатских диссертаций. Природа наградила Бэллу Ивановну аналитическим складом ума и исключительной работоспособностью. Её преданность науке, и честность во всем, строгость к себе и другим, доброжелательность, отзывчивость и скромность вызывали уважение всего ботанического общества Забайкальского края, и навсегда останутся примером настоящего профессионализма и истинной человечности.
Сараева Л.И., Гилева М.В.
Просмотров: 10376