Разное

19-07-2021

Весна без выстрелов - восстановить загубленное. Чикояне инициируют отказ от весенней охоты на водоплавающую и боровую дичь.

 Гуси сухоносы. Фото О. Горошко

В конце июня Красночикойский Совет депутатов единогласно решил обратиться в Министерство природных ресурсов края, к руководителям охотхозяйств района и к коллегам из районов с предложением прекратить весеннюю охоту на птиц. Предложение было принято с учетом мнения орнитолога Олега Горошко, заместителя директора по науке Даурского заповедника.

Весенняя охота – больная тема для многих. Экологи говорят о большом ущербе, который она приносит. Такого же мнения придерживаются и многие охотники. Но некоторые любители пострелять утверждают, что никакого вреда нет. Споры вызывают не только сроки проведения добычи, средства охоты, но и ее целесообразность. И это противостояние – явление не сегодняшнего дня. История борьбы с весенней охотой длится уже несколько веков. Впервые ограничение на такую стрельбу ввела Екатерина Вторая – в июле 1763 года, после чего разрешили весеннюю охоту только в 1892 году. Традицию соблюдать тишину поддерживали и русские охотничьи общества правильной охоты. Они вводили в свои Уставы ограничения именно на весеннюю охоту. В начале XX-го века этот вопрос обсуждался на Всероссийском съезде охотников. И тогда почти 90 процентов представителей охотничьих обществ приехали с резолюциями о недопустимости весенней охоты. В Советское время ограничения тоже вводились, но, как и в царское время, они действовали не на всей территории государства.

Весенняя охота в настоящее время ведется только в двух странах – России и Белоруссии. Запреты в этих двух странах если и вводятся, то на короткий срок и только на ограниченных территориях. А вот в США и Канаде весенняя охота полностью прекращена с 1913 года, причем не под напором экологов, а по инициативе охотников – ради восстановления сокращающихся ресурсов пернатой дичи. В странах Евросоюза не охотятся весной с 1980-х. С 2004 года запрещено стрелять в пернатых "молодоженов" и на Украине. Везде охотники ведут рациональное охотничье хозяйство и заботятся о птицах. Везде, но только не в нашей стране... Везде численность гусеобразных птиц растет. Везде, но не у нас...

Перед тем как вынести вопрос на рассмотрение местного совета депутатов, проблему обсудили члены комиссии по экологии красночикойского районного совета депутатов. Чтобы разобраться в этой проблеме члены комиссии обратились за консультацией к Олегу Горошко, который представил свои комментарии в видеообращении к участникам заседания. Орнитолог уже три десятка лет занимается изучением птиц и больше 20-ти исследует влияние охоты на пернатых. Ситуацию, которая сложилась в Красночикойском районе, Олег Анатольевич знает не понаслышке, поскольку неоднократно изучал птиц в этих местах.

- Численность гусеобразных птиц восточной Азии, где мы с вами живем, стремительно падает, а в Америке и Европе растет, - сказал орнитолог. – При том, что площадь восточной Азии приблизительно равна Европе вместе с западной Азией и приблизительно равна Северной Америке, численность уток и гусей в Европе в десять, а в Северной Америке уже в сорок раз больше, чем в восточной Азии! Почему?

Олег Горошко объяснил, что суть проблемы не в том, сколько птиц у нас убивают весной (убивают немного), а в том, что их беспокоят. Беспокойство резко снижает успешность гнездования, причем не только местных, но и пролетных птиц. Он рассказал о том, как сотрудники Даурского заповедника проводили специальные учеты и наблюдения на территории охотугодий.

- На болоте жило 15 пар журавлей и к началу охоты они, как и многие виды уток и гусей, уже приступили к гнездованию. За день до начала охоты на каждом гнездовом участке ходил только один журавль, потому как второй сидел на гнезде. Утром началась стрельба, насиживающие птицы покинули гнезда и до вечера не смогли к ним вернуться. А на следующий день на тринадцати участках мы зафиксировали уже по две птицы. О чем это говорит? А о том, что тринадцать журавлиных семей перестали насиживать свои кладки, потеряли свои гнезда, поскольку яйца остыли, а часть из них была съедена хищниками. Уцелели только два гнезда на границе с заказником, где охота не велась. На этом болоте гнездится также множество уток и гусей, и они тоже потеряли свои гнезда, причем в гораздо большей степени, чем журавли, поскольку на них велась охота, в то время как журавлей никто не стрелял.
Рассказал ученый и о пролетных птицах, для которых водно-болотные угодья на юге Забайкальского края ‒ важнейшее место для того, чтобы отдохнуть и набраться сил перед броском через тайгу на север. Ведь бесконечные лесные пространства для тундровых птиц малопригодны для кормежки и пополнения сил. Потому на юге края мигранты задерживаются надолго, порой до месяца и более. Если птиц на месте отдыха потревожить, то они вынуждены продолжать миграцию преждевременно, не набрав достаточного сил. В результате многие до тундры не долетают, а те, что долетели, не могут приступить к гнездованию либо откладывают гораздо меньше яиц, чем положено. А недостаточный приплод ведет к падению численности популяции. И так из года в год ... За последние 20 лет на юге Забайкальского края, численность уток сократилась в 16 раз.

По словам орнитолога - во время осеннего перелета и зимовки гибнет приблизительно три четверти уток, которые улетают от нас осенью. Причем, подавляющее большинство погибших ‒ это молодые птицы. Поэтому осенью охота допустима и оправдана, конечно, если численность дичи не слишком низкая. Весной же к нам на места гнездования возвращаются немногие ‒ только самые сильные, самые подходящие особи для выведения крепкого и здорового потомства. Поэтому весной охотиться недопустимо. В противном случае скоро не будет что стрелять и осенью.

Инициативу земляков горячо поддержал Андрей Егоров, депутат Законодательного собрания Забайкальского края. По его мнению, охота на пернатую дичь – это развлечение. "Сегодня никто еще с голоду не умер, если не убил утку или рябчика. ... Птица летит гнездиться, а ее в это время убивают. Ну давайте осени дождемся и будем охотиться и добывать. ... Мы не должны оставить после себя выжженную землю, пустыню", ‒ сказал напоследок он.

О том, что весенняя охота на птиц губительна, сотрудники Даурского заповедника говорили неоднократно. И то, что на проблему обратили внимание жители района, в котором каждый третий знаком с оружием и охотничьими традициями, примечательно. Значит, есть шанс, что удастся сохранить и восстановить то немногое, что у нас еще осталось – наш уникальный животный мир.

Пресс-центр заповедника

Просмотров: 936

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»