Наука
- Подробности
В Забайкальском крае зимовало почти полмиллиона дзеренов
В середине февраля 2023 г. большая команда учетчиков из инспекторов Даурского заповедника при участии специалистов Госохотслужбы Забайкальского края провела масштабный учет численности дзерена в регионе. В ходе учета сделано также картирование занятой дзеренами области. Статистическая обработка результатов с использованием специальной программы показала, что в Забайкальском крае в 10 административных районах, с единичными случаями проникновения еще в пять районов находилось 458 (366-574) тысяч дзеренов. Они заняли территорию площадью около 28 тыс. квадратных километров со средней плотностью 15 особей на квадратный километр.
Столь масштабный учет с охватом почти всей зоны, занятой дзеренами, проведен впервые. В предыдущие два года, также в феврале, сделаны схожие учеты, но они не покрыли всю площадь распространения антилоп. С одной стороны, предыдущие учеты послужили хорошей тренировкой для внедрения новой методики и программы расчета, с другой – показали, что реальная цифра дзеренов выше, чем экспертные оценки и попытки сплошных учетов, для которых слишком велика площадь.
Учет охватил как местных дзеренов – тех, которые живут в Забайкальском крае круглогодично уже не одно поколение, так и дзеренов-мигрантов, приходящих к нам на зимовку из Монголии. Мигранты, разумеется, приходят не только в зону обитания дзеренов-хозяев, но расходятся намного шире. Местных дзеренов в России, а Юго-Восточное Забайкалье – единственный регион страны, где они есть, немного. В этом году в июне их насчитывалось едва ли 12-15 тысяч, 10 тысяч из которых живут в Даурском заповеднике, заказнике «Долина дзерена и окрестностях. Зато дзеренов-мигрантов зимует в Забайкальском крае много. В начале 2000-х это были десятки тысяч голов, но с 2019 г. – сотни тысяч. Эти дзерены используют теперь уже почти всю степную и лесостепную часть региона, за исключением степных участков за р. Ингода – в Нерчинском, Чернышевском районах и на крайнем юго-востоке – в Приаргунском, Калгинском и Нерчинскозаводском районах. И туда, и туда тоже исторически заходили стада дзеренов, в том числе из-за Аргуни из ныне опустошенного Китая.
Миграция дзеренов обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дзерен – типичный высокостадный представитель копытных открытых пространств. В такой местности, как степь, тундра, саванна испокон века только мигрирующие копытные и жили. К большому везению дзерена он человеком не истреблен и не истощен до крайних пределов выживания. Все еще имеет высокую численность и достаточное пространство для жизни, позволяющие иметь и большие мигрирующие популяции. Такие популяции или крупные группировки, насчитывающие сотни тысяч особей, очень экономично используют пространство. Они имеют более-менее стабильные участки для родов – родильные дома, окружающую их область летнего обитания и многократно превышающую обе эти зоны область зимовок. Каждую осень большие стада, подрастив за лето новое поколение, совершают перемещения к местам зимовок, удаляясь от родильных домов на две-три сотни километров. Весной все или почти все возвращаются назад – к родильным домам. Дзерены, приходящие на зимовку в Забайкальский край имеют родильные дома в Монголии, но в основном недалеко от Российской границы. Так сложилось недавно из-за изменений климата и влияния человека. Первые из этих дзеренов заходят в Забайкальский край во второй половине сентября, а потом волнами новые стада приходят до середины декабря или даже до января. В Забайкальском крае дзерены-мигранты распределяются широко, но каждую зиму их больше то в одном месте, то в другом – меняют пастбища. Прошедшей зимой необычно много – более 200 тысяч зашло к северу от Онона, а передовые группы достигли даже реки Ингода в Карымском и Первомайском районах. Обратная весенняя миграция еще более растянута, уходят дзереныс марта до начала июняине столь большими стадами, как осенью. Крупные реки с ледоходом или паводком задерживают на некоторое время отстающие стада, но инстинкт миграции настолько силен, что непременно уходят все здоровые и имеющие силы. Такова сила, зовущая к местам размножения.
Что ожидать в будущем? По данным всемонгольского учета дзерена, проведенного в 2020 году, в области между рекой Керулен и российской границей жило немногим более полумиллиона дзеренов. С учетом двух массовых падежей 2021 г., а также трех сезонов размножения, сейчас в этой же зоне должно быть не более 600 тысяч. Все они не могут уходить за пределы Монголии и, очень похоже, минувшей зимой мы видели возможный максимум захода в Забайкалье.
Несет ли это вред сельскому хозяйству? Мы об этом уже писали на нашем сайте. С тех пор новых данных, опровергающих наше мнение, не появилось. К слову, численность скота в Забайкальском крае многие годы почти не меняется; больше дзерена или его совсем нет – она от этого не зависит. Что касается близких по размерам к дзеренам овец и коз (МРС) – их тоже всего около полумиллиона, но они выпасаются на небольшом проценте степей. Дзерены большим количеством не живут в Забайкалье в период вегетации растений и сенокосов, а зимой их нагрузка на ветошь распределена равномерно на огромной территории. Дзерены очень устойчивы к засухе и, без сомнения, намного лучше сельскохозяйственных животных подготовлены к быстрому глобальному потеплению. Нам лучше понаблюдать за навыками выживания одного из последних успешных диких копытных, не создавая ему дополнительных угроз. Вдруг пригодится.
Вадим Кирилюк
Просмотров: 1083