Экопросвещение

09-02-2018

На встрече с жителями села Новый Дурулгуй обсудили ситуацию с миграцией дзерена

Состоялась встреча администрации заповедника «Даурский» с жителями села Новый Дурулгуй, которое находится в непосредственной близости от российско-монгольской границы. В маленькой сельской глубинке существует дефицит рабочих мест, люди выживают в основном за счет домашнего хозяйства – разводят крупный и малый рогатый скот, лошадей чтобы прокормиться и заработать на сданном перекупщикам мясе. Но, с октября месяца у домашнего скота объявились конкуренты, а у их хозяев пропал покой,  – из соседнего государства вышли дзерены. Дурулгуйцы не на шутку встревожены: мигранты бродят в окрестностях села, даже заходят в улицы. Сельчан беспокоит возможность заноса инфекционных заболеваний, переносчиками которых могут быть дзерены, а также вытаптывание травы, которой питается их скот.

На встрече в Новом Дурулгуе. Фото заповедника Даурский

О причинах миграции и обоснованности опасений дурулгуйцев  собравшимся рассказал директор заповедника В.Е.Кирилюк, который на протяжении многих лет занимается изучением дзерена.

Миграции дзерена из Монголии в Забайкальский край – это уже не редкость, почти каждый год они случаются. В Ононский район последние три года заходит около 30-40 тысяч голов.  Животные проникают также в Кыринский, Акшинский,  Борзинский, Забайкальский районы, в этом году они перешли реку Онон в пределах Дульдургинского и Агинского районов. Такое случалось несколько лет назад. Надо сказать, что все эти миграции обусловлены историческими факторами. 50-70 лет назад  дзерены десятками тысяч постоянно использовали районы Забайкальского края в качестве мест зимовок, также здесь круглогодично жили местные группировки. Во второй половине XVIII века известный первооткрыватель П-С. Паллас перевалив Яблоневый хребет увидел дзеренов в верховьях речки Иля, недалеко от мест, где в настоящее время располагается национальный парк "Алханай". В прошлом веке, особенно в период  Второй мировой войны, для снабжения фронта и армии, которая наступала в Маньчжурию, дзеренов забивали на мясо. Ежегодные заготовки достигали 150 тыс. особей, преимущественно они велись в Монголии. Численность дзерена в  России в те годы была подорвана и постепенно  в последующие десятилетия сократилась до нуля. В это же время численность сокращалась также и в Монголии,  но на это влияли  в основном природные (многоснежные зимы, образование наста, гололеда), а позже - и антропогенные  (строительство длинных искусственных преград на путях миграции, активная хозяйственная деятельность в местах отела и зимнего пребывания, продолжающиеся массовые заготовки) факторы. В совокупности это привело к фактическому вымиранию западных группировок антилоп.   В 70-е годы прошлого столетия прекратились миграции дзерена  в Забайкалье.

Дзерены в окрестностях Дурулгуя. Фото В.Кирилюк

После длительного перерыва в 1992 году был зарегистрирован первый случай отела дзерена на территории Даурского  заповедника. С тех пор постепенно численность местных дзеренов, благодаря действиям сотрудников  заповедника и государственных природоохранных служб, увеличивалась. Сейчас мы можем сказать, что задача минимум выполнена, мы уже приблизились к 10 тысячам местных особей, и это - достаточно устойчивая группировка. Если таких группировок будет три или хотя бы две, то можно говорить, что вид в пределах России восстановлен.

Что касается дзеренов-мигрантов, то они и дальше будут приходить к нам десятками тысяч до тех пор, пока не закончится засушливый период. Как только наступят влажные годы, пойдут дожди, потекут реки, миграции прекратятся или существенно сократятся. Дзерену не будет надобности ходить к нам так далеко, так как, во-первых, улучшится кормовая база в пределах Монголии, во-вторых, наполнятся реки, служащие естественным  природным барьером для этих животных в полноводные годы. В частности, река Ульдза, которая течет параллельно российско-монгольской границе на протяжении около 400 км.

Дзерены. Фото А.Кирилюк

Что касается конфликтов с местными жителями. Здесь  важно отметить то, что даже оформленные в собственность для сельхозпроизводства, сенокошения и выпаса домашнего скота земельные участки не являются абсолютной формой собственности. Хозяин такого участка не может истощать  местообитания диких животных и препятствовать их жизнедеятельности. Это оговорено в Земельном кодексе Российской Федерации и в Законе о животном мире. Более того, за сохранность животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации, обитающих на участке, его владелец тоже несет ответственность.  Мы должны соседствовать с дикими животными и не подвергать их угрозе исчезновения. Вместе с тем, надо понимать, что чрезмерное увеличение скота, который круглогодично пасется на одних и тех же пастбищах, так или иначе  приведет к истощению кормовой базы, вне зависимости от того, придет к нам дзерен или нет.

Мигранты на пастбище. Фото А.Кирилюк

Не вполне обоснованы волнения сельчан и по поводу заражения домашнего скота от дзеренов инфекционным заболеванием  ящуром. Теоретически дзерен может переносить ящур на копытах, но ни одного достоверно зарегистрированного случая заражения домашнего скота от дзеренов не зарегистрировано. Более того, вспышки ящура чаще регистрируются там, где дзерена совсем нет, например, в Приаргунье. Есть и другие доводы. В 2001 году в Монголии была сильнейшая эпизоотия ящура, карантин длился 4 месяца. В это время дзерены находились в очаге эпизоотии,  а затем мигрировали в Россию и использовали общие с нашим скотом пастбища. И случаев заражения домашних животных не отмечалось, хотя антитела к ящуру в крови антилоп были. Наиболее вероятные пути  переноса инфекции - это человек (прежде всего на колесах автотранспорта, на одежде и т.д.) и перелетные птицы. А самый надежный путь  предупредить заболевание - ежегодно прививать скот и следить за его физическим состоянием.  Ослабленные животные более подвержены риску инфицирования. В целом проблема требует серьезных ветеринарных исследований. В Монголии они проводятся. У нас, к сожалению, нет. Результаты таких исследований - необходимая основа для принятия правильных решений по борьбе с возможными эпизоотиями. В противном случае мы и дальше будем огульно обвинять дзерена, усиливая конфликты и тревоги населения, но не приближаясь к реальному решению проблемы.

На встрече представители администрации заповедника ответили и на другие вопросы сельчан. связанные с работой заповедника и экологической ситуацией в районе.

 

Пресс-центр заповедника

Просмотров: 2988

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»