Экопросвещение
- Подробности
Заядлые путешественники о развитии туризма на ООПТ. Часть 4-я
Продолжаем публикацию интервью с ярославско-московским тандемом путешественников – Виктором Куликовым и Дмитрием Малышевым, которые побывали в заповеднике «Даурский» в рамках турне по Забайкальскому краю. Тема разговора - развитие туризма на особо охраняемых природных территориях. Смотрите 1-ю часть интервью, 2-ю часть интервью, 3-ю часть интервью.
— Вы как путешественники отдаёте предпочтение загранице?
В. К.: Нет, мы и до пандемии старались соблюсти баланс. Для меня, например, никогда не было открытием, что в России круто.
Вообще, я не живу границами. Мир, где бы я ни находился, одинаково интересный. Мнение, что у нас всё ужасно, а у них хорошо – примитивно. И наоборот, что у нас всё замечательно, а остальные загнивают – тоже огульное заявление, неживые диалоги.
Мир круглый. Природа везде интересная. Всё заслуживает внимания. Но Россия для меня всё же более приоритетная, потому что это родина. Здесь больше культурных кодов зарыто. Здесь больше мест, которые тебе говорят о чём-то, потому что ты изучал историю страны в школе, университете.
Страна у нас, как известно, большая. Открытия поджидают на каждом шагу. Я живу в Ярославской области на идеальной равнине. А здесь, в Забайкальском крае, всё для меня горы, хотя местные жители называют их сопками. Для меня это уже очень высоко.
Представление о том, что россияне испокон веков делятся на тех, кто бредит заграницей, и тех, кто болен Россией, – ошибочно. Об этом лучше не думать. В России, как и во всём остальном мире, есть деление на людей пассивного (пляжного) туризма и людей активного (эко- и культурного) туризма. Первые ищут банального комфорта. Именно они заполоняют турецкие пляжи. Оттого-то там высочайшая антропогенная нагрузка и, как следствие, не столь интересно.
— Нам нужны активные туристы?
В. К.: Конечно. Наш сегмент рынка гораздо меньше (процентов 10-20), это те, кто любит путешествовать и не гнушается суровых условий. Правда, ничто не мешает этим людям в то же время любить комфорт. Допустим, ты можешь прилететь на север Канады, где будешь прыгать с парашютом, ходить над пропастью, а ночевать приходить в отель пять звёзд. Знаменитый Inca Trail в Перу – трёхдневное путешествие в Мачу-Пикчу пешком – совершенно дикий, страшный маршрут, но даже там вечером к услугам туристов отели со всеми удобствами и рестораны с видами.
Да, днём придётся несладко, но вечером в качестве компенсации за испытанный стресс у тебя будет гостиница от трёх звёзд. Даурия как направление, которое ещё не обросло комфортом, проигрывает. Средства размещения туристов нужны, потому что любителей активного, но комфортного отдыха подавляющее большинство.
Сейчас, надо сказать, популярностью пользуются модульные отели (такие стоят в Карелии, Ленобласти, Беларуси, на Донщине). Они, в принципе, неплохие. Внешне так всё задрапировано, что не отличишь от обычных, но каждая комната отапливается отдельно.
— Демонтировать их легко?
В. К.: Да, переносятся моментально. Если не идёт дело в Карелии, транспортируешь в Даурию на поезде – и отель готов.
Четыре-пять звёзд – это слишком высокий критерий. Может, в Агинском поставят четырёхзвёздочный на нашей памяти. Трёшки вполне достаточно, требования к ней предъявляются серьёзные, но это реально воплотить. Иностранцев, в общем-то, можно уговорить разместиться в трёшке.
Это всего-навсего инвестиции. В нацпарках на отшибе мира стоят отели. Как только будут видны какие-то обнадёживающие цифры, инвестор появится. Это же рынок. Как Торейские озёра наливаются с приходом воды в притоки, так и здесь – если есть кормовая база, то инвестор не заставит себя ждать. Для привлечения инвестиций надо вести переговоры, реализовывать имиджевые проекты.
Продолжение 19.10.2020
С гостями беседовал Егор Лялюшко.
Просмотров: 1161