Все о мануле
- Details
Дашка и ее спасители
…Саян Дашиевич довольно улыбается: от глаз разбегаются лучики и весь он словно бы светится. Еще бы – спустя полтора года узнал о своей подопечной – котенке манула, которого весной 2018-го вытаскивал из-под строительного вагончика.
Фермер из села Будулан Саян Дамдинов – это и есть тот самый спаситель, что вовремя услышал шипение осиротевшего мануленка. Если бы не его внимание и чуткость, то не узнал бы мир о Дашке, и не зародился бы проект «Манулы – знать и сопереживать, чтобы сохранить», реализацию которого осуществляет Даурский заповедник при поддержке Благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире».
- Мы же тогда вагончик этот, где потом котенка нашли, с одного места на другое перетаскивали, - рассказывает Саян Дашиевич. – Приволокли его на зимник, поставили, а позже я стал осматривать, чтобы определиться как ремонтировать, и вдруг слышу «кш-кш-кш». Глянул под вагончик и увидел котенка. На голове пух такой, понятно, что не домашняя кошка. И я сразу в заповедник позвонил… Это же комочек живой, жалко-жалко стало… Я ж не знаю, что с ней делать-то, как помогать, как спасать?
Котенок был один. Двойной пол вагончика, набитый утеплителем, перестал быть надежным укрытием. И, как сказал, Саян Дашиевич, видимо, сильный инстинкт самосохранения заставил мануленка искать выход и звать на помощь. Вот тут-то он и наткнулся на человека. Просто чудо еще, что во время перемещения не выпал.
- Котенку было где-то 23-25 дней, - уточняет Вадим Кирилюк, научный сотрудник Даурского заповедника. – У нее глаза только-только открылись. Пока мы ее довезли она едва живая была – началось обезвоживание – молока давно не пила.
Состояние котенка было критическим – маленьких котят мама кормит каждые 2-3 часа, а тут почти двое суток прошло. Позвонили в Московский зоопарк – там имеют солидный опыт выхаживания маленьких манулов. И опытные ветеринары дали рекомендации. Сначала Дашку насильно поили из шприца без иголки физраствором, потом начали добавлять в раствор молока и котенок начал оживать: в мутных до этого глазках появился блеск, стал уверенней держать голову и понемногу двигаться. На второй день нашли детскую соску и дело пошло, хоть переживаний с ней еще много было.
- Я думал, что она не выживет, - говорит Саян Дашиевич. – Такая слабая была, а все равно, когда я ее вытаскивал, шипела – смеется. – Я ее потом в коробку положил и давай голову ломать – как кормить-то? Молоко же обычное не дашь – там концентрация жиров совсем другая, а вдруг заворот кишок случится?
Разговор о Даше двух спасителей, Саяна Дамдинова и Вадима Кирилюка, которые впервые нашли время поговорить о ее судьбе, время от времени переходил на другие темы – волков, тарбаганов и прочих животных, но все равно возвращался к главной героине. Было видно, что гордится Саян Дашиевич тем, что в спасении манула есть и его немалая доля участия. Вместе с Вадимом Евгеньевичем посокрушался, что нет вестей о питомице, ушедшей жить в дикую природу, но оптимистично заявил, мол, она же выжила тогда, в вагончике, значит, должна была пережить свою первую зиму, а там и своих котят наверняка принесла. И, значит, оставила свой след на этой Земле. Не это ли главное? На память фермер из Будулана, невольно давший старт проекту по сохранению манула, получил календарь, на котором красуется его выросшая сиротинка – Дашка во всей своей красе – независимая, гордая, со светом забайкальского солнца в своих золотых глазах.
Фото Геннадия Шаликова, беседу вела Эльвира Паламова.
Hits: 2313