Наука

06-02-2020

Дзерен: путь от домыслов к знаниям

В связи с последними инициативами властей Забайкальского края о необходимости регулирования численности дзерена считаем необходимом высказать свою позицию.

Дзерен с огромным трудом восстановлен в крае и России в целом после его полного истребления людьми в середине прошлого века. Это один из ярких примеров эффективной профессиональной природоохранной работы, поддержанной региональной и федеральной властью, многими общественными организациями в России и один из успешнейших примеров в мире. Не случайно, в рамках инициированного президентом страны национального проекта «Экология» дзерен отнесен к числу видов, требующих первоочередных мер по восстановлению, а, следовательно, в ближайшие годы нам всем вместе необходимо обеспечить его устойчивое существование на долгие годы.

 Дзерены. Фото В.Кирилюк

К настоящему времени у нас своих, родившихся у нас, постоянно живущих в России дзеренов, около 20 тысяч. Мы дважды в год их считаем – в мае и сентябре. Кроме этого, к нам на зимовку приходят дзерены-мигранты из Монголии. Как наши птицы улетают зимовать в южные страны, так и часть размножающихся в Монголии дзеренов зимует у нас. В октябре-ноябре они заходят, а в марте-мае уходят далеко на юг, где приносят потомство. Особенно массовой миграция была год назад, когда в край зашло около 100 тысяч дзеренов. Эти миграции от года к году различаются массовостью, но обусловлены продолжавшейся два десятилетия засухой. Мы ожидаем, что, как только вновь увеличится количество осадков, наполнятся реки и Торейские озера, так почти сразу и интенсивность миграций в пределы России спадет «на нет». Это естественный процесс, копытные засушливых зон иначе жить не могут.

Зимние миграции дзеренов вызывают наибольшее количество вопросов местных жителей, и мы считаем важным на них ответить.

1.    Приносят ли дзерены при миграциях из Монголии ящур и другие болезни?
Маловероятно и нет абсолютно никаких доказательств, что дзерен переносит ящур. Специальными исследователями убедительно показано, что в последние два года дзерены-мигранты не приносили в Забайкальский край вирус ящура, они не были вирусоносителями, способными заразить скот.

Понимая особую важность этого вопроса Даурский заповедник активно поддерживает исследования роли дзерена в распространении опасных болезней, а сотрудники заповедника принимают в них активное участие. По инициативе Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю в начале двух миграций (2018 и 2019 гг.) отобраны необходимые образцы дзеренов. Анализ произведен во ВНИИ Защиты животных (г. Владимир) – единственной в стране, имеющей международный статус Региональной референтной лаборатории МЭР по ящуру. Данными их исследований показано, что ни один из 40 образцов дзеренов, отобранных за два года, не имел РНК вируса ящура, следовательно вирус в организме дзерена не размножался. Надеемся, что исследования будут продолжены.

Мы полагаем, что крайне опрометчиво вообще паниковать на этот счет, спекулировать и запугивать людей, мол, дзерены «несут заразу». Как показали многолетние исследования ученых, дзерена способны поражать две инфекционные болезни: некробактериоз и пастереллез, но оба заболевания связаны с особыми условиями, например чрезмерными осадками. Они не относятся к особо опасным для скота, а их профилактика – всего лишь нормальный уход за животными. Крайне непрофессионально обвинять дзерена в распространении оспы овец и коз или во вспышках ящура вблизи Аргуни, где дзерена нет. Забайкальский край почти весь относится к зоне барьерной вакцинации, в нем больше всего в стране административных районов, в которых должна проводиться регулярная барьерная вакцинация скота, призванная поставить заслон любой опасной инфекции, способных множеством путей проникнуть из-за границы.

Фото А.Кирилюк

2.    Вредят ли дзерены животноводству, пастбищам и сенокосам?
Дзерены не наносят никакого вреда правильно организованному сельскому хозяйству, не сдерживают рост поголовья скота и приносят пользу растительному покрову степей.

Животноводы нередко обвиняют дзеренов в следующем: съедают или портят зароды (скирды) сена, выедают траву на пастбищах, выкапывают корни или выедают лучшие кормовые растения, портят сенокосы. Поясним подробней.

Проблема сохранения зародов сена уже давно решена, дзерены сами научили людей. Хозяева сена начали его вывозить до прихода монгольских дзеренов (обычно середина октября). И это очень правильно. Хоть дзерены при небольшом снеге почти не подходят к сену, но приручать их к нему нельзя. Есть в таком подходе и своя выгода людям: не требуется ломать технику и тратить лишнее горючее при вывозке сена зимой – по снегу и не надо усиленно его огораживать от вездесущих лошадей.

О конкуренции на пастбищах. В Даурском заповеднике с 1994 года существуют линии десятков геоботанических площадок, на которых ведется мониторинг видового состава и состояния растительности. Эти площадки расположены в местах, где скота нет или его мало, и охватывают разные типы степей. Так вот, за 26 лет наблюдений эти площадки начали посещать дзерены, на некоторых они стали обычными, а в короткие периоды – многочисленными травоядными.  Ни на одной из площадок не отмечено обеднение видового состава, проективного покрытия или нарушения структуры растительных сообществ, а наоборот, - только обогащение. Изменения, конечно, происходили, но связаны они с осадками: луговые травы сменялись степными.  Кроме этого, мы проводим исследования, показывающие влияние пастбищной нагрузки скота и скота вместе с дзереном на растительный покров. Наши предварительные данные показывают, что доля участия дзеренов в поедании степных растений по сравнению с сельскохозяйственными животными не превышает 10-15%. В целом, состояние пастбищ наихудшее вблизи сел и в радиусе одного-полутора километров вокруг стоянок, но это результат неправильно организованного отгонного животноводства.

Сильней всего влияет на продуктивность пастбищ обилие дождей; это влияние более связано с биомассой трав, чем с его калорийностью. Дзерены, в зависимости от состояния кормовой базы, сами сильно меняют поведение: при обедненном травостое они намного равномерней распределяются по территории, резко падает средний размер стад. При повышении биомассы растений происходит обратный процесс – дзерены концентрируются, чаще собираются в крупные стада. В местах круглогодичного проживания дзеренов в Даурском заповеднике предел их количества в пересчете на год – в среднем около 8-9 голов на квадратный километр. При дальнейшем увеличении численности дзерены расселяются, потом переходят к кочевому образу жизни, посещая одно и то же место все реже и реже. Степи Даурии многие тысячи лет формировались при значительно большем количестве видов травоядных животных, чем сейчас. Были еще аргали, дикие лошади, бизоны, шерстистые носороги, олени, приходили на зимовку куланы. Дзерен – последний из них. Переживать, что он лишит скот кормов, крайне наивно. Они плотно взаимозависимы – дзерен и степные травы. У разных видов копытных, в том числе домашних, разные кормовые предпочтения и способы пастьбы. Дзерен ничем не мешает домашним животным, а корма и степи они между собой поделят.

В отношении сенокосов. Дзеренов-мигрантов с мая по октябрь – во время роста травы – в южных районах Забайкалья нет. За это время нарастает такая биомасса растений сколько позволяют погода и скот. Нельзя жалеть, что ветошь – сухая трава, оставшаяся с минувшего лета, выедается или выбивается копытными, и ее мало остаётся до следующего сенокоса. Нетронутой она оставаться не должна – это очень опасно при весенних пожарах и мешает прорастать семенам растений однолетников. Следует особо подчеркнуть, что многочисленная зимовка дзеренов в прошлом году помогла уменьшить биомассу ветоши к весенним пожарам 2019 г. Уменьшить не намного – на 10-15%, но сколько это спасло скота, животноводческих стоянок и домов в селах? Как можно посчитать эту благотворительную помощь от дзерена? Она несомненна, но, к сожалению, не все хотят её замечать.

3.    Приходят ли за дзеренами волки?
Однозначно можно сказать – в нашем регионе волки за стадами копытных не ходят, а живут оседло, каждая стая охраняет свою территорию от чужаков. С приходом дзеренов-мигрантов волков больше не становится, но значительно сокращается количествоих нападений на скот. В Ононском районе, из-за большого числа диких копытных случаев нападения волков на скотна 30% меньше, чем в соседнем Агинском. Из Забайкалья молодые волки чаще переселяются в Монголию, чем оттуда к нам.

Специалисты Даурского заповедника уже пять лет изучают образ жизни волков. За это время проследили перемещения и участки обитания 22 хищников. Никто в Азии столь масштабное дистанционное изучение волков еще не проводил. Меченные ошейниками животные в общей сложности прошли около 120 тысяч километров. Они показали размеры территорий 14 стай и маршруты расселения молодых. Главные выводы этих исследований следующие: весь степной и лесостепной юг Забайкальского края плотно заселен волчьими стаями – без промежутков. Такая же картина в приграничной зоне Монголии, но южнее волки истреблены на огромных площадях. Средний размер территории стаи, которую она охраняет от соплеменников, немногим более 800 квадратных километров. Молодые из стай расселяются разнонаправленно, преодолевая в одиночку тысячи километров. Из наших молодых особей пятеро переселились в Монголию, один в Китай, два в район Краснокаменска и Приаргунска, один к северу от Онона и два – на соседние участки. Молодые волки при расселении пытаются найти свободный или лишенный одного из вожаков участок и конкурентно занять в новой семье свое место. Исследования, в том числе регулярные опросы животноводов на 80 стоянках, проясняют и другие вопросы: рацион питания волков, количество и характер нападения на скот, зависимость нападений на скот от количества диких копытных и другие, но работа еще не закончена. Одно не вызывает никаких сомнений – наличие дзеренов при равных прочих условиях существенно снижает урон от волков сельскохозяйственным животным.

4.    Почему нельзя отгородить границу сплошным забором, чтобы дзерены к нам не приходили?
Это путь к скачкообразному стремительному сокращению численности дзерена и у нас, и в Монголии. Мигрирующим копытным нельзя ограничивать перемещения в его ареале. Дзерену уже перегородили многовековые пути тысячами километров изгороди, что привело к исчезновению этого копытного в Китае и Западной Монголии, а вместе с этим – в Туве и на Алтае. Было пять миллионов, остался один. Еще две-три изгороди и на планете останется 10 тысяч дзеренов. Иногда слишком легко принимаются простые непрофессиональные решения, оказывающиеся катастрофическими. Тем более, всегда будет оставаться дырка – перегородить границу напротив Даруского заповедника возможно только с большим международным скандалом.

У нас уже есть одна действительно серьезная проблема с ограждением – заградительный забор вдоль государственной границы, тянущийся от Соловьевска до Забайкальска. Там каждый год на колючей проволоке погибают десятки, а иногда сотни и тысячи дзеренов. Более того, забор служит мощным клапаном и искусственно накапливает дзеренов в Борзинском и Забайкальском районах, не позволяя весной им возвращаться в Монголию. Это ограждение требует скорейшей реконструкции. Выделение денег на решение этой задачи – было бы лучшим вариантом для снятия части проблем, связанных с миграцией дзеренов.

Таким образом, мы не видим, сколько-нибудь, внятных причин даже поднимать вопрос о регулировании численности дзерена. Такое регулирование не просто не имеет никакого экономического смысла и противозаконно, но приведет к быстрому искусственному вытеснению подвижного дзерена за пределы страны. Просим жителей края, особенно владельцев скота, относиться к степям не как к единоличной собственности, но и как к местообитаниям диких животных, защищенных российскими законами. Это место жизни не только вас и вашего скота, но и других людей, живущих здесь и любящих забайкальскую природу. Мы должны научиться сосуществовать и с дзереном, и с другими обитателями степей и лесов, как бы неудобно это нам не казалось. Иного пути нет. Со своей стороны, Даурский заповедник, как учреждение, с широким участием экспертов из других организаций будет стараться профессионально и детально исследовать все конфликтные вопросы. Также мы и впредь будем защищать дзерена и выполнять весь спектр природоохранных задач, определенных государством.

 

Пресс-центр заповедника

Hits: 2481

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»